Решение споров в судебном порядке осуществляется судебными органами, а именно Народным судом Китая в соответствии с положениями закона при участии заинтересованных сторон и других участников судебного процесса. Если гражданин, юридическое лицо или другая организация считают, что их права или интересы были нарушены или у них возник спор с другим человеком, они могут обратиться с гражданским иском в Народный суд и попросить у него рассудить дело по закону и предоставить правовую защиту. Юридическим основанием для этого является «Гражданско-процессуальный кодекс КНР», принятый 9 апреля 1991 г. на 4 собрании 7-го созыва Всекитайского Собрания народных представителей (ниже именуемый ГПК). Если граждане, юридические лица и другие организации считают, что действия государственных административных органов или их работников нарушают их законные права и интересы, они имеют право подать административный иск в Народный суд. Юридическим основанием для этого является «Административно-процессуальный кодекс КНР», принятый 4 апреля 1989 г. на 2 собрании 7-го созыва Всекитайского Собрания народных представителей (ниже именуемый АПК).
1. Судебная система.
1) Коллегиальная система. Коллектив судей состоит из 3 и более судей, которые представляют Народный суд в осуществлении правосудия, рассмотрении дела и вынесении приговора. Коллегиальная система является противоположной единоличной системе, когда дело рассматривает и выносит приговор один судья. Согласно ГПК и АПК, кроме «простых гражданских исков», все остальные иски рассматриваются коллективом судей или судей и присяжных. Количество судей коллегиального суда должно быть нечетным. Присяжные, участвуя в заседании, имеют одинаковые права и обязанности с судьями. В коллегиальном суде решение по делу принимается большинством голосов. Во время заседания ведется запись протокола, который потом подписывается всеми членами суда. Все разногласия, возражения, возникающие в процессе рассмотрения дела, должны быть запротоколированы.
2) Порядок отвода судебных работников. В соответствии с правовыми нормами, если судьи, секретари суда, переводчики, эксперты имеют какие-либо интересы в рассматриваемом деле, которые могут повлиять на его беспристрастное рассмотрение, заинтересованные стороны имеют право подать заявление об их отводе.
3) Порядок открытого слушания дел. Означает, что рассмотрение дел в Народном суде должно быть открытым для общественности в соответствии с законом. Народный суд проводит открытые слушания по гражданским и административным делам, кроме случаев, когда они касаются государственной тайны, личной жизни человека и других случаев, предусмотренных законом. В открытом судебном разбирательстве, до заседания суда должны быть объявлены фамилии и имена сторон, краткое содержание дела, время и место проведения заседания, чтобы любой человек смог присутствовать на нем в качестве наблюдателя.
Вне зависимости от того, является ли судебное заседание открытым или закрытым, судебное решение по нему объявляется открыто.
4) Двухинстанционная судебная система. Означает, что судебное дело может пройти два уровня рассмотрения в Народном суде до вынесения окончательного решения. В соответствии с Законом «Об организации Народного суда», Народный суд Китая делится на 4 ступени: Верховный народный суд, Народный суд высшей инстанции, Народный суд средней инстанции, Низовой народный суд. Кроме Верховного народного суда, все остальные суды имеют выше себя на одну ступень другие суды. В соответствии с двухинстанционной системой, если после того, как одно дело прошло через суд первой инстанции, стороны не согласны с решением суда, они имеют право в предусмотренные законом сроки обжаловать приговор в суде высшей инстанции, который будет являться в данном случае судом второй инстанции. Решение суда второй инстанции является окончательным и не может быть обжаловано сторонами в суде следующей ступени. Если будет обнаружено, что в окончательном решении суда действительно есть ошибка, может быть введена процедура надзора за судопроизводством для её разрешения.
2. Организация суда.
Когда Народный суд рассматривает гражданские и административные дела, как суд первой инстанции, коллегиальный суд формируется из судей и присяжных или только судей. Гражданские иски, подходящие под определение «простые иски» рассматриваются одним судьей. Присяжные, участвуя в заседании, имеют одинаковые права и обязанности с судьями.
Когда Народный суд рассматривает гражданские и административные дела, как суд второй инстанции, коллегиальный суд формируется только из судей. Главного судью назначает директор или председатель суда. Если один из них участвует в заседании, то главного судью назначает соответственно второй.
Если при рассмотрении административного дела, как суд второй инстанции, Народный суд посчитает, что факты неоспоримы, он может провести заседание в письменном виде.
Возникли вопросы? Оставьте заявку сейчас.
Тарифы на рассмотрение дела:
(в зависимости от суммы спора по контракту):
до 1000 юаней – оплата 50 юаней;
1000-50000 юаней – 4% от суммы спора + 10 юаней;
50000-100000 юаней – 3 % от суммы спора + 510 юаней;
100000-200000 юаней – 2 % от суммы спора + 1510 юаней;
200000-500000 юаней – 1,5 % от суммы спора + 2510 юаней;
500000-1000000 юаней – 1 % от суммы спора + 5010 юаней;
более 1000000 юаней – 0,5 % от суммы спора + 10010 юаней;
Например, за рассмотрение спора о денежной сумме в 500000 юаней, суд взимает плату 500000*1,5%+2510=10010 юаней.
3. Подчинение судебных исков.
Законодательством вводится разделение компетенции для рассмотрения гражданских дел и дел по хозяйственным спорам между судами разных ступеней и судами одной ступени разных районов страны. Юрисдикция судов в соответствии с разными стандартами имеет множество различных классификаций, среди которых чаще всего применяется ранговая юрисдикция и территориальная юрисдикция.
1) Ранговая юрисдикция. В соответствии с характером дела, сложностью обстоятельств дела, географией влияния, определяется, какой из судов будет рассматривать это дело в качестве суда первой инстанции. Кроме вышеупомянутых судов четырех ступеней, в Китае также имеются специальные суды – военный суд, суд по морским делам, суд железнодорожного транспорта.
2) Территориальная юрисдикция. Подведомственные районы судов всех ступеней тождественны районам страны в соответствии с административным делением. Территориальная юрисдикция определяет разделение компетенции в рассмотрении дел между судами одной ступени в разных административных районах. Также выделяется обычная территориальная юрисдикция и специальная территориальная юрисдикция.
Обычная территориальная юрисдикция разграничивает компетенцию судов в соответствии с местонахождением спорящих сторон. Она также называется простая юрисдикция. Обычно используется правило юрисдикции суда места проживания ответчика.
Специальная территориальная юрисдикция разграничивает компетенцию судов в соответствии с местонахождением предмета иска или местом возникновения, изменения или прекращения правовых отношений. Она также называется особая юрисдикция. Например, в соответствии с положениями ГПК:
а) Судебные иски, возникающие из-за споров по договорам и контрактам, разрешаются в Народном суде по месту жительства ответчика или месту исполнения контракта. Стороны договора могут в письменном виде по взаимному согласию определить компетентный для решения их споров Народный суд. Это может быть суд по месту жительства ответчика, месту исполнения контракта, месту подписания контракта, месту жительства истца, месту нахождения предмета спора. Но при этом не должны быть нарушены положения закона, касающиеся ступеней суда и специального подчинения.
б) Судебные иски, возникшие из-за споров по чекам, квитанциям, векселям и т. п., находятся в подчинении Народного суда по месту оплаты чека или месту жительства ответчика.
в) Судебные иски, касающиеся споров по недвижимому имуществу, находятся под специальной юрисдикцией Народного суда по месту нахождения данного имущества.
г) Судебные иски, возникшие в результате правонарушения, разрешаются в Народном суде по месту правонарушения (включая место совершения правонарушения или место возникновения результатов правонарушения) или месту жительства ответчика.
Иски по административным делам находятся в подчинении Народного суда, по месту нахождения административного органа, действия которого первоначально привели к спору. Если действием какого-либо другого органа были изменены результаты действий первого, то можно подавать иск по месту нахождения второго органа.
Если два или более Народных суда имеют юрисдикцию над каким-либо делом, истец имеет право выбрать любой из них для подачи иска.
4. Судебный процесс.
Так как в Китае применяется двухинстанционная судебная система, то гражданские и административные дела могут пройти слушания в судах первой и второй инстанции до вынесения окончательного результата.
1) Обычный процесс в суде первой инстанции.
а) Возбуждение иска и рассмотрение дела. Если гражданин, юридическое лицо или другая организация считают, что их права или интересы были нарушены другим человеком или у них возник спор с ним, или они считают, что действия государственных административных органов или их работников нарушают их законные права и интересы, они могут в соответствии с законом обратиться с иском в Народный суд, попросить у него рассудить дело по закону и предоставить правовую защиту.
Для возбуждения иска должны быть удовлетворены 4 условия:
— истец является прямо заинтересованным в данном деле гражданином, юридическим лицом или другой организацией;
— имеется четко определенный ответчик;
— имеются конкретные факты и причины по иску;
— дело относится к юрисдикции данного Народного суда и находится в сфере его компетенции.
Для возбуждения иска в Народный суд должно быть подано исковое прошение. Получив прошение, Народный суд проверяет его и если оно удовлетворяет вышеописанным требованиям, он должен в течение 7 дней завести дело и уведомить об этом стороны. Если суд считает, что иск не удовлетворяет требованиям, он должен в течение 7 дней вынести решение об отказе в рассмотрении дела. Истец имеет право обжаловать данное решение.
б) Подготовка к рассмотрению дела. Народный суд должен в течение 5 дней со дня заведения дела отправить копию искового прошения ответчику. Ответчик в установленные сроки предоставляет свое возражение на исковое прошение, копию которого Народный суд должен отправить истцу в течение 5 дней. Непредоставление ответчиком своего возражения не влияет на рассмотрение дела судом. До начала рассмотрения дела Народный суд должен сформировать группу судей – коллегиальный суд.
в) Рассмотрение дела на заседании суда. Включает в себя 4 этапа: подготовительный этап, судебное следствие, судебные прения, оглашение решения. Вне зависимости от того, является ли судебное заседание открытым или закрытым, судебное решение по нему объявляется открыто.
Если гражданское дело рассматривается в низовом суде и факты по нему очевидны, правоотношения определены, то может быть использовано упрощенное судопроизводство.
При рассмотрении административных дел Народный суд не использует процедуру примирения.
2) Процесс в суде второй инстанции.
Если стороны конфликта не согласны с решением суда первой инстанции, они имеют право в течение 15 дней со дня доставки им письменного решения суда, подать апелляцию в суд высшей инстанции.
Решение суда второй инстанции является окончательным решением.